Обычно в этот день в небе раздаются громовые раскаты. "Илья-пророк
едет", - говорили в старые времена, с опаской поглядывая на небо.
Пророк Илья - один из важнейших библейских пророков, занимает прочное
место в пантеоне православных святых. Его почитают наравне с Николаем
Угодником и Святым Георгием, но и боятся, пожалуй, более всех других
обитателей небес.
Св. Илья перенял многие черты языческого Перуна-громовержца, держателя
молний, возможно, еще более древнего бога славян Велеса или Волоса -
покровителя скота и бога "небесных стад" облаков. У древних германцев
был аналогичный Перуну бог грома Top - рыжебородый великан, вооруженный
железным молотом, покровитель хлебопашцев. Илья - святой грозный,
карающий, но, в то же время, щедрый и наделяющий. В его ведении и самые
страшные, и самые благодатные силы природы - гром, молнии и дожди, от
него зависит плодородие земли. Илья развозит по небу воду для святых, а
если расплещет, то она обращается в дождь. Гром же происходит от стука
его небесной колесницы по небесной мостовой, молнии - стрелы, которыми
он поражает нечистую силу. Последняя, отчаянно сопротивляясь,
превращалась в различных зверей - лисиц, черных кошек, собак (неповинных
домашних животных в этот день в дом не пускают), волков (в этот день
открывались волчьи норы). А некоторые представители нечисти - вероятно,
от бессильной злобы и страха перед грядущей карой - гадили человеку из
последних сил. Так, неделя перед праздником Ильи-пророка считалась еще
более опасной для купанья, чем русальная. Водяной в это время ищет себе
жертв, и только самый отчаянный решится купаться в ильинскую неделю!
К св. Илье относятся с уважением и боязнью, с оттенком подобострастия.
Этот святой, по народному восприятию, чрезмерно строго подходит к
соблюдению всех религиозных заветов. В этот день стараются ни в чем не
согрешить. А чтобы не прогневить грозного пророка (безгрешных, увы,
немного), избегают выходить в поле, носить и убирать сено. (Впрочем,
сенокос пытались к Ильину дню завершить, поскольку обычно после 2-го
августа начиналась пора дождей).
Боялись не только грозы, но и змей, которым в этот день дана воля (по
некоторым сведениям, бог Велес был еще и повелителем змей). А чтобы
защититься от молний, прибегали к методам, предписанным народной
традицией: "А грозы, и правда, куда как часто в старину сбирались. Да и
грозы-то великие. Как, бывалыча, дело после обеда, так и почнет орать
иволга, и пойдут из-за саду тучки... потемнеет в доме, зашуршит бурьян
да глухая крапива, попрячутся индюшки с индюшатами под балкон... А они,
батюшка, вздыхают, крестятся, лезут свечку восковую у образов зажигать,
полотенце заветное с покойника прадедушки вешать, - боялась я того
полотенца до смерти! - али ножницы за окошко выкидывают. Это уж первое
дело-с, ножницы-то: очень хорошо против грозы..." (И. Бунин. "Суходол").
Чтоб умилостивить грозного громовержца, дарителя дождя и хлеба,
совершалось множество обрядов.
В некоторых местах России собирались две-три деревни, приводили быка или
теленка и закалывали, варили и съедали всем обществом в честь святого.
На Илью - баранью голову на стол. В Пермской губернии в часовни,
посвященные Илье-пророку, приносили жареные или печеные козьи или
бараньи головы с горохом, служили святому молебен и испрашивали у него
защиты козам, баранам, гороху, и под видом его - всему растущему на
полях и огородах. В этот день пекли хлеб из новой ржи и приносили для
благословения в церковь. Без благословения священника до хлеба не
дотрагивались и говорили: То и веселье ильинским ребятам, что новый
хлеб. У мужика та обнова на Ильин день, что с новиной хлеб. Знать бабу
по наряду, что на Ильин день - с пирогом.
В Ильин день в деревнях выпекали первые колобки и пышки из зерна нового
урожая, приносили с поля сноп и ставили в красный угол. (Вернее всего,
колобок из известной и любимой сказки был испечен в Ильин день!).
Устраивали себе постель из новой соломы. Ильинская соломка - деревенская
перинка. А ильинский дождь считался действенным средством против
сглазу, и им умывались или "купались" под струями.
Много значил Ильин день для крестьян. Не счесть связанных с ним примет о
дожде и погоде. Этот день и поныне - важный календарный ориентир,
известный не только людям, извечно землю пашущим, но и
дачникам-садоводам.
По наблюдениям, с Ильина дня подступает осень, появляются холодные
утренники, вода в реках и озерах становится прохладной. До Ильина дня
мужик купается. Илья-пророк камень в реку бросает. На Ильин день олень
копыта обмочил: вода холодна. На Илью камень утром прозябает. До Ильина
дня - тучки по ветру идут, после Ильина дня против. До Ильина дня и под
кустом сушит, а после Ильи и на кусте не сохнет. На Ильин день зима с
летом борются. Придет Илья принесет гнилья. Но сам дождь в этот день
предвещает обильный урожай ржи на следующий год. Дождь в Ильин день, а
также на Маковея (14 августа, 1 августа ст. стиль) и на Воздвиженье (27
сентября, 14 сентября ст. стиль) - к обильному урожаю на следующий год.
Начиналась дождливая пора. До Ильина дня дождь в закром, а после Ильина
дня - из закрома. До Ильи поп дождя не умолит, а после Ильи баба
фартуком нагонит. На Ильин день дождь, будет мало пожаров; ведро -
много. Илья пророк разъезжает по небу на огненной колеснице. Илья словом
дождь держит и низводит. Илья грозы держит.
На Ильин день перегоняли пчел и подчищали ульи, подрезывали первые соты.
Богат, как ильинский сот. Но знали, что ильинский рой - не в корысть,
потому как он поздний, не успевает запастись пищей. С Ильина дня
перестают кусаться комары и мухи. Муха кусает до Ильина дня, питается,
после Ильина-запасается. Ночи становятся темнее и длиннее. Придет
Петрок, отщипнет листок, а придет Илья - отщипнет и два. Первый Спас час
припас, Петр и Павел два прибавил, а Илья пророк три уволок. До Ильи
мужик купается, а с Ильи с рекой прощается.
А горожане спешили в Ильин день в соборы и церкви, носящие имя этого
святого. "Он /Обломов/ бродил по саду. ... С начала лета в доме стали
поговаривать о двух больших предстоящих праздниках: Иванове дне,
именинах братца, и об Ильине дне - именинах Обломова: это были две
важные эпохи в виду...
Поговаривали об Ильинской пятнице и о совершаемой ежегодно на Пороховые
Заводы прогулке пешком, о празднике на Смоленском кладбище в Колпине.
- Вот намедни, в Ильинскую пятницу, на Пороховые Заводы ходили. - Что ж,
там много бывает? - спросил Обломов...- Нет, нынешний год немного было;
с утра дождь шел, а после разгулялось. А то много бывает". (И. А.
Гончаров. "Обломов").
Празднование на Пороховых было чрезвычайно популярно среди жителей
Петербурга. К концу XIX столетия к церкви Ильи-Пророка в Ильинскую
пятницу и Ильин день, случалось, туда съезжались до ста тысяч человек.
Церковь эта впервые была построена еще в петровское время, чтобы
защитить Пороховые Заводы от взрывов и огня, что, к сожалению, не очень
помогло: взрывы были частыми, а сама церковь сильно пострадала от пожара
в советское время.
(К слову, в одном из старинных русских городов - Ярославле, -самая
красивая и знаменитая церковь Ильи-Пророка.)
Завершим рассказ наблюдением Гончарова: "Грозы не страшны, а только
благотворны там: бывают постоянно в одно и то же установленное время, не
забывая почти никогда Ильина дня, как будто для того, чтоб поддержать
известное предание в народе. И число, и сила ударов, кажется, всякий год
одни и те же, точно как будто из казны отпускалась на год на весь край
известная мера электричества".
Столь популярная в прошлом в Петербурге церковь Св. Ильи и Св.
Александра Невского (в колокольне) на Пороховых (шоссе Революции, 76)
действует и в наши дни.
В Москве действуют Храм Ильи Пророка в Черкизове (ул. Штатная Горка, 17)
и Храм Ильи Пророка Обыденного (Обыденский 2-п п., 6).
|